Информация о проведении заседания
районного методического объединения учителей математики
Камышинского муниципального района
19 декабря 2018 года в рамках реализации Дорожной карты повышения качества образования в школах Камышинского муниципального района на 2018-2019 учебный год на базе МКОУ Таловской СШ состоялось заседание РМО учителей математики в форме практико-ориентированного семинара «Актуальные практики и технологии преподавания предмета: от урока к итоговой аттестации».
Цель проведения заседания РМО – изучение и распространение педагогического опыта учителей математики района, совершенствование уровня педагогического мастерства и повышение профессиональной компетентности учителей для осуществления качественной подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации. Поэтому эпиграфом к этому заседанию стали слова выдающегося американского философа Эмерсона Ральфа «Каждый человек меня в чем-то превосходит; и в этом смысле мне есть чему у него поучиться».
Собравшимся педагогам был показан урок математики в 11 классе на тему «Геометрический смысл производной. Уравнение касательной», целью которого проводившая урок Максимова Ольга Викторовна, учитель математики МКОУ Таловской СШ, определила создание условий для закрепления умений обучающихся проводить анализ условия соответствующей задачи, выделять главный вопрос, выстраивать шаги решения, конструировать способ решения на основе имеющихся знаний и обосновывать свой выбор. В ходе самоанализа и обсуждения проведенного урока педагоги отметили, что все этапы урока были выдержаны. Начало урока способствовало мобилизации детей на дальнейшую плодотворную работу. Соблюдалась ритмичность урока: чередование легкого материала с трудным, письменных видов деятельности с устными. Сочетались коллективные и индивидуальные формы работы, фронтальное решение задач и самостоятельная деятельность обучающихся. Причем учитель предоставляла ребятам возможность выбора как задач для решения, так и форм работы: индивидуально или в малых группах, с обсуждением или полностью самостоятельно. Все дети (в классе четверо обучающихся) активно участвовали в работе в течение всего урока. Ольга Викторовна имела возможность выяснить, усвоен ли теоретический материал по данной теме каждым ребенком, оказать помощь тем, кто затруднялся, проверить правильность и качество решенных упражнений. Среди методов контроля присутствовали также самоконтроль и взаимоконтроль обучающихся. На уроке использовалась мультимедийная презентация, способствующая визуализации решений задач, так как материал требовал постоянного обращения к графикам функциональных зависимостей, что позволило сделать урок, в том числе, более ярким и эмоциональным. Практические упражнения к уроку учителем были взяты из методических пособий для подготовки к единому государственному экзамену, это дало возможность детям убедиться в том, что подобные задания они решать научились и имеют возможность справиться с ними на ЕГЭ.
В качестве замечаний присутствующие педагоги отметили дублирование заданий при проведении актуализации опорных знаний, что отняло больше времени урока, чем следовало бы; несистемный выбор построения треугольников при отыскании тангенса угла наклона касательной; отсутствие проверки домашнего задания к данному уроку. Некоторым педагогам не хватило эмоциональной окраски урока, хотя назвать урок скучным или неинтересным для самих детей нельзя.
Затем опытом своей работы по подготовке обучающихся к итоговой аттестации поделилась учитель математики МКОУ Таловской СШ Козлова Ирина Викторовна, которая провела практикум по решению задач, обучающий способам решения задач на смеси, сплавы, концентрацию. Эта тема была взята неслучайно, так как практика показывает, что очень мало детей справляются с подобными задачами на экзаменах за курс основной школы. Ирина Викторовна указала на причины такого положения вещей. Во-первых, данные задачи требуют от учащихся формализации и перевода на язык математики условия задачи, для чего необходимо правильное и глубокое его понимание. Во-вторых, задачи на смеси, сплавы, концентрацию редко встречаются в учебниках практически всех авторов, в основном только в 5 и 6 классах, никаких системных приемов решения в учебниках не описывается и в старших классах тема не повторяется, а только приводятся несколько простых задач. Далее Ирина Викторовна провела сравнительный анализ учебников алгебры 7-9 классов на предмет наличия в них подобных задач и познакомила участников заседания с известными ей и наиболее приемлемыми для обучения детей методами решения задач на процентное соотношение величин. В ходе практикума собравшиеся учителя имели возможность освежить в памяти способы решения задач на проценты, изучить новые методы (в том числе и старинные) решения подобных задач на примере конкретных упражнений, подобранных Ириной Викторовной на данное занятие. Причем практикум был построен по принципу от простого к сложному. В начале Ирина Викторовна определила основные понятия темы, привела примеры использования их в условиях задач, показала, как научить детей переводить на язык математики встречающиеся в задачах формулировки зависимостей (для чего сыграла с педагогами в игру «+ и –» для лучшего усвоения этих приемов) и предложила учителям математики различные упражнения на применение указанных приемов и методов. Решение проходило в малых группах с консультированием внутри каждой группы (задания каждой группы отличались) с последующей проверкой фронтально и при необходимости с консультированием, разбором вызвавших затруднения моментов.
Многие педагоги отметили своевременность и необходимость именно такой формы работы на районных заседаниях методического объединения, когда берется узкая тема, но разбирается глубоко с возможностью практически попробовать применить полученные знания и получить готовые материалы для непосредственного использования на занятиях с детьми.
Ковалева Н. А., руководитель районного
методического объединения
учителей математики и информатики
|